Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВА

Дата публикации: 17 сентября 2024

Искусственный интеллект представляет особый интерес для ученых-правоведов России и мира. Что такое компьютерный разум с точки зрения юриста — рукотворный объект или все же «электронное лицо» и может ли измениться взгляд на ИИ с течением времени? Как «умные» программы помогают творить законы и вершить суд? Чем интересны создаваемые при участии российских правоведов нормативные документы в области высоких технологий — Цифровой кодекс и Федеральный закон о технологической политике? О том, как развивается российское и мировое законодательство в области искусственного интеллекта, рассказывает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заместитель президента РАН академик Талия Ярулловна Хабриева. 

Талия Ярулловна Хабриева — ученый-правовед, специалист в области конституционного права. Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, академик, член президиума РАН, заместитель президента РАН. Действительный член Международной академии сравнительного права, почетный член Национальной академии наук Республики Казахстан, почетный профессор Института права Китайской академии общественных наук, почетный член академии наук Республики Татарстан. Заслуженный юрист РФ и Республики Татарстан, заслуженный деятель науки РФ, обладатель юбилейной медали «300 лет Российской академии наук» (2024) и золотой медали им. М.М. Сперанского РАН (2015), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2023, 2010 и 2008), ордена Александра Невского (2015), ордена Почета (2005), ордена Дружбы (2013).

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ — старейший в России и СНГ многопрофильный центр правовой науки, специализирующийся на широком спектре теоретических и научно-прикладных работ. Институт занимается научно-правовым обеспечением деятельности правительства РФ и других высших органов государственной власти.

— С какими ключевыми проблемами сталкивается правовая идентификация искусственного интеллекта в России? Для каких из них уже существуют решения?

— Проблемы, с которыми имеют дело в этой области разработчики и ученые-практики, общие для всех стран. В первую очередь следует назвать разнообразие обсуждаемых технологий: все говорят о слабом и сильном искусственном интеллекте, об ИИ, обучающемся на данных низкого либо высокого качества. Эти названия условны, но очевидно, что у разных видов искусственного интеллекта есть свои особенности. Так, технологии слабого ИИ предназначены для решения одной задачи или небольшого их комплекса: например, для компьютерной игры, виртуальной игры в шахматы или распознавания речи. Совершенно другими отличительными чертами обладают технологии сильного искусственного интеллекта — самообучающегося, понимающего свои мысли. Говорят, что в будущем подобные программы даже смогут осознавать себя как личность.

Талия Ярулловна Хабриева рассказала нам о проблемах правовой идентификации искусственного интеллекта и развитии законодательства, регулирующего сферу разработки и применения высоких технологий.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Во-вторых, отдельную проблему представляют формы проявления технологий искусственного интеллекта во взаимодействии с человеком, разнообразие которых также огромно. Например, есть «самостоятельные» программы, такие как чат-бот ChatGPT на основе нейросети, который очень впечатляет пользователей тем, что может разговаривать с собеседником как живой человек. В то же время существует и другая разновидность ИИ, используемая в технических системах: например, программы для беспилотных летательных аппаратов и транспорта.

В-третьих, разные виды технологий искусственного интеллекта по-разному проявляют себя с точки зрения социальных эффектов, следовательно, могут нести разные риски при их использовании. Иными словами, различные «умные» программы способны причинять пользователям разный ущерб. Рассмотрение этого вопроса — еще одна проблема для правоведов.

В-четвертых, технологии искусственного интеллекта применяются в большом разнообразии сфер. Например, ИИ может использоваться в публичном управлении — в предоставлении государственных услуг. Мы с вами как москвичи пользуемся подобными сервисами. Помимо этого, технологии искусственного интеллекта задействованы в работе таможенной службы, в медицине, транспорте, банковском деле и многих других областях. Охват сфер, где используется ИИ, очень широк, и это также ведет к различиям в степени риска при работе с искусственным интеллектом: в разных отраслях применение «умных» программ может причинить различный по серьезности ущерб.

Но, на мой взгляд, ключевая сложность идентификации искусственного интеллекта юристами — сам правовой феномен этой технологии, так как она очень многозначна. Например, ИИ рассматривается как объект субъективного права, подчиняющийся определенному правовому режиму, — так же как любая другая вещь, созданная человеком, хотя если программа не заключена в машину, то мы не можем ее потрогать.

Приведу пример. Существует так называемая система электронного судьи. Она используется в Китае, в России пока применяются только элементы этой системы. Данная программа готовит для судьи необходимые документы, материалы правовой квалификации. Эта разработка также рассматривается вышеописанным образом: она идентифицируется как объект правообладания (у нее есть собственник), у этой системы существует оператор и использование технологии подчиняется определенному правовому режиму, позволяющему применять «электронного помощника» в судебной деятельности.

У искусственного интеллекта есть и другая сторона: он может играть инструментальную роль. В этой области у «умных» программ большой потенциал применения, реализуемый уже сейчас. Например, в сфере права ИИ помогает собирать информацию для формирования воли законодателя, другими словами, задействуется в разработке новых правовых норм. Применение ИИ в законотворчестве открывает большие перспективы. Пока мы называем подобные разработки нашим вспомогательным инструментом, но, вероятно, в будущем они могут стать и основным. Инструментальная функция нейросетей — еще один пример дисперсии сущности феномена технологий ИИ.

Полагаю, что самое необычное для юристов — это предложение ввести самостоятельную правосубъектность искусственного интеллекта, то есть обозначить ИИ как самостоятельный субъект правоотношений. Эту идею можно обнаружить в правовой доктрине в области регулирования отношений, связанных с ИИ, и не только в ней. Для юристов это звучит несколько странно, но тем не менее такие предложения существуют. Речь идет в том числе о том, чтобы предоставлять юнитам ИИ статус гражданства. Первый юридический казус подобного рода уже произошел в 2017 г. в Саудовской Аравии: подданство королевства получила робот София. Получается, что искусственный интеллект, помещенный в этого робота, обладает большими правами, чем женщины королевства: он может разговаривать с мужчинами, не носить абайю. Это, конечно, курьез.

Тем не менее подобные подходы тоже разрабатываются. В 2017 г. Еврокомиссия приняла рекомендацию в отношении робототехники, в которой допускает возможность наделения роботов с использованием технологий ИИ статусом электронного лица. В России у концепции электронного лица также есть сторонники. Стоит добавить, что правовая доктрина уже предлагает концепцию гражданско-правовой и даже уголовно-правовой ответственности ИИ. Размышляя о том, во что это разовьется в будущем, можно констатировать, что пока законодательство в области регулирования сферы ИИ (которое уже довольно заметным образом расширяется и в России, и за рубежом) по этому пути не идет. Помимо дисперсии правовой сущности феномена искусственного интеллекта, другая проблема, с которой сталкиваются юристы в области идентификации подобных технологий, — разные подходы к определению ИИ. Кто-то называет ИИ технологией, кто-то — комплексом технологий, кто-то — машинно-аппаратным комплексом и т.д. Соответственно, в законодательстве уже появились разные дефиниции для ИИ. Например, в Москве в 2020 г. был принят Федеральный закон № 123, связанный с проведением в столице эксперимента по созданию условий для разработки и использования технологий ИИ. В нем искусственный интеллект обозначается как «комплекс технологических решений» с определенными характеристиками. Уже существующие ГОСТы определяют ИИ  

как «моделируемую интеллектуальную деятельность» — тоже с особыми отличительными признаками.

Интересно, что в Концепции правового регулирования технологий искусственного интеллекта, утвержденной распоряжением правительства РФ до 2024 г., содержится рекомендация пока не давать технологиям ИИ общего определения, применимого ко всем сферам. На мой взгляд, это разумно. Тем не менее легальные дефиниции для ИИ уже существуют и не совпадают друг с другом, что тоже представляет проблему для правоведов. Но это сложности юридико-технического плана, и я думаю, что мы с ними справимся: главное — определиться с подходом к рассмотрению технологий ИИ. Здесь многое зависит от того, какую цель ставит перед собой государство.

— В вашем докладе «Проблемы правовой идентификации искусственного интеллекта», который был представлен на заседании президиума РАН 12 марта, упоминается необходимость переноса норм этики в правовые нормы, регулирующие работу ИИ. На ваш взгляд, какие этические нормы, связанные с ИИ, необходимо перенести в область права в первую очередь? Какие нормы этики уже перекочевали в правовые документы?

— Действительно, я констатировала в докладе, что легализация этики в области технологий ИИ уже происходит. Если еще недавно мы говорили о том, что стоим на своеобразной развилке — сохранять этическое регулирование сферы ИИ или переходить к правовому, — то теперь этот этап уже пройден и во всем мире наблюдается нарастание правового регулирования.

Почему так происходит? Когда формируется любая новая отрасль, сначала непонятно, какова будет динамика развития отношений между ее участниками и потребуют ли они правового регулирования. Поэтому в действие вступают этические нормы: сначала неформально, в дальнейшем они некоторым образом формализуются. Так, в 2017 г. свои рекомендации в отношении работы с ИИ приняли страны «Большой двадцатки». В 2019 г. глобальные стандарты в области ИИ были приняты ЮНЕСКО, в том же году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла руководящие принципы по ИИ и соответствующие рекомендации странам по национальной политике и т.д. В России тоже существует свой кодекс этики в области ИИ: на сегодня к нему присоединились более 190 компаний, в числе которых 15 зарубежных.

Таким образом, право в силу свойственных ему консерватизма и инерции довольно долго не реагировало на развитие отношений в области искусственного интеллекта. Но сейчас глубина погружения общества в «цифровую матрицу» настолько велика и риски при использовании обсуждаемых технологий возрастают так заметно, что возникла необходимость в правовом регулировании этих отношений. И основным источником для норм права в области ИИ выступают именно этические принципы и нормы. Приведу пример: в 2019 г. был издан указ президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». В нем были в том числе использованы международные этические принципы и стандарты, которые я упоминала ранее. В частности, речь идет о гуманистической направленности разработок, уважении автономии и свободы воли человека, безопасности, а также об открытости, защите персональных данных и ряде других. Дословно эти принципы не совпадают, но можно говорить о том, что в целом в указе приведены те же идеи, что были сформулированы во второй половине текущего уходящего десятилетия.  

По нашему предложению Министерством цифрового развития были внесены изменения в предмет регулирования и скорректирована основная идея проектируемого кодекса. Это позволит развести положения нового документа с уже действующим законодательством во избежание противоречий. Помимо этого, мы предложили состав сфер деятельности, подлежащих кодификации (которые будут регулироваться Цифровым кодексом). Полагаю, что был полезен и представленный нами анализ зарубежного опыта систематизации и кодификации законодательства об информации и цифровых технологиях.

Разработка текста российского Цифрового кодекса пока не начиналась, поэтому в полной мере значение инициативы пока сложно оценить. Но уже можно сказать, что главная задача документа — систематизация норм в обсуждаемой области. В заключительную версию концепции кодекса, направленную министерством в институт, включены более конкретные сюжеты в сфере цифровых технологий, подлежащие нормативному регулированию. В их числе — и регламентация процесса создания, обучения и использования искусственного интеллекта.

Посмотрим, как будет развиваться работа над кодексом в дальнейшем. Пока проект в основном находится на стадии обсуждения главных подходов. В то же время для него уже созданы некоторые образцы, отдельные правовые модели. На мой взгляд, разработчикам документа нужно будет обратить отдельное внимание на регулирование вопросов, касающихся цифровых платформ и цифровых экосистем: в этих областях есть большие проблемы.

В заключение я хочу поблагодарить за интерес к этой теме не просто как к модному веянию, а как к вопросу, который заботит умы не только молодого поколения, но и всего общества, включая правоведов.

Мне очень понравилось, как описал проблемы в области правовой идентификации искусственного интеллекта один из моих коллег, заместитель директора нашего института А.С. Емельянов. Он сравнил работу современных российских и зарубежных юристов с притчей про слона и семерых мудрецов: каждый натыкался на зверя в кромешной темноте и описывал его — кто-то говорил, что это дерево, кто-то утверждал, что это диван, и каждый был по-своему прав. Так же и мы, изучая феномен ИИ, нащупываем разные стороны его сущности и, исходя из своих наблюдений, даем этой технологии различные определения и пытаемся соответствующим образом идентифицировать ее уже на законодательном уровне. Однако я думаю, что уже в ближайшем будущем мы сможем представить этого «слона» как целое и получим ожидаемый от нас социальный эффект.

 

 

Информационная служба Всероссийского портала  "Молодой специалист" msrabota.ru

Поделиться: